Пожалуй, самое интригующее в эволюционно-сравнительной биологии старения — как животные одного и того же вида живут в десятки раз дольше друг друга?
Какие механизмы обеспечивают царицам общественных насекомых жить беспрецедентно долго по сравнению с роднёй с таким же геномом? Японские учёные выяснили это.1
Генетика
Королевы и короли термитов Macrotermes bellicosus живут до 20 лет, тогда как продолжительность жизни рабочих составляет всего несколько месяцев. Почему?
Термиты — это тараканы, похожие на муравьев.
Как муравьи, термиты живут большими семьями до нескольких миллионов особей и наличием различных каст. Обычно колония состоит из солдат, рабочих, нянек, нимф, королей, правящей царицы, бывает и вторая царица и третья.
Питаются, главным образом, растительным материалом, мёртвой древесиной, содержащим целлюлозу, для переваривания которой содержат в кишечном тракте множество симбионтных микроорганизмов.
Как группа термиты произошли от таракановых. Тараканы рода Cryptocercus, знаменитые своей развитой для тараканообразных заботой о потомстве, носят в кишечнике микрофлору, схожую с таковой у термитов.
Википедия пишет:
Среди репродуктивных особей в гнезде выделяют короля и королеву. Они уже утратили крылья и иногда глаза. Достигнувшая зрелости королева может откладывать несколько тысяч яиц в день, превращаясь в своеобразную «фабрику яиц». В этом состоянии её грудь и особенно брюшко увеличиваются, делая королеву в несколько десятков раз крупнее любого рабочего термита (10 см и больше).
Из-за гигантского брюшка королева утрачивает способность к самостоятельному передвижению, поэтому когда возникает необходимость переместить её в другую камеру колонии, сотни рабочих объединяются, чтобы перенести её. На поверхности тела королевы выделяются особые феромоны, слизываемые рабочими, которые способствуют объединению колонии.
У некоторых видов эти феромоны оказываются настолько притягательными для рабочих, что они вгрызаются жалами в брюшко королевы.
О, моя королева!
В камере королевы находится король, который лишь немного больше рабочего термита. Он продолжает спариваться с самкой на протяжении жизни, в отличие от, например, муравьёв, у которых мужские особи гибнут сразу после спаривания, а сперма хранится внутри королевы в придатках яичников.
Спасибо, Господи, что эволюция человека не пошла по этому чудовищному пути, хотя мужским особям традиционно достался более короткий срок жизни.
Остальные репродуктивные особи обладают крыльями и служат для создания новых колоний. В определённое время года они вылетают из гнезда и спариваются в воздухе, после чего самец и самка, спустившись на землю, отгрызают себе крылья и вдвоём основывают новую колонию.
На мой взгляд — идеальная история любви. Но мы отвлеклись, теперь главное.
Почему в ходе эволюции возникла такая колоссальная разница в сроке жизни у рабочих и репродуктивных термитов?
Прежде всего потому что после основания колонии у королей и королев самый низкий риск смертности от внешних причин. Их защищают рабочие и солдаты. Соответственно, естественный отбор идёт на увеличение срока жизни.
Кстати, у солдат работает суицидальный альтруизм, и отбор у них не может идти на увеличение продолжительности жизни. Собственно, это одна из причин разногласий между трансгуманизмом и эффективным альтруизмом — утилитаризм.
И чтобы два раза не вставать: у людей социальный статус — один из самых значительных факторов долгожительства. Спросите у Петра Федичева.
Ученые выделяют несколько физиологических и молекулярных механизмов увеличения продолжительности жизни репродуктивных термитов.
Во-первых, это устойчивость к окислительному стрессу.
Так, долгоживущие матки термитов Reticulitermes speratus демонстрируют значительно более высокую активность антиоксидантных ферментов (каталазы и супероксиддисмутазы).
Они значительно меньше страдают от окислительного повреждения белков, липидов и ДНК.
Кроме того, исследование другого термита R. Chinensis показало, что дифференциация рабочих в репродуктивные особи была связана с повышенной экспрессией гена каталазы.
Ещё одна причина долголетия королей и королев — хорошая защита от транспозонов и стабильность ДНК.
Про транспозоны в книге Open Longevity есть отдельная глава. Тема в старении невероятно важная.
Так вот, у вида R. Speratus экспрессия гена BRCA1, связанного с защитой ДНК от повреждений, в соматических тканях была выше у долгоживущих королей, чем у короткоживущих рабочих. Как предполагают авторы, путь репарации ДНК, связанный с BRCA1, способствует долголетию термитов.
Такой ген есть и у человека, а мутация в нем ассоциирована с раком молочной железы.
Способ скрининга пациентов на вероятность развития рака молочной железы в будущем из-за мутации BRCA1 и BRCA2 был запатентован компанией Myriad Genetics. Благодаря этой технологии Myriad прошла путь от стартапа, основанного в 1994 году, до крупной компании со штатом в 1200 работников и годовой прибылью $500 млн в 2012 году.
Дальше был скандал и эпохальный судебный процесс «Ассоциация молекулярной патологии против Myriad Genetics» из-за цены теста.
Также BRCA1 и BRCA2 известны, как гены Анджелины Джоли. Именно из-за мутаций в них она удалила обе груди в 2013 году, чтобы избежать рака.
Ещё ряд генов, связанных с репарацией ДНК и поддержанием стабильности генома (RsBRCA1, RsMCPH1, RsXRCC3 и RsMLH1) значительно активировались в репродуктивных тканях по сравнению с их экспрессией в соматических тканях у королей и маток термитов R. Speratus.
Они могут защищать зародышевую линию от накопления прогрессирующих повреждений ДНК.
А сильное эволюционное давление, как отмечают японские учёные, оказываемое на долгоживущие организмы с длительным репродуктивным периодом, могло усилить экспрессию генов репарации ДНК в репродуктивных тканях.
Защита транспозонов также может быть связана с исключительной продолжительностью жизни королей и королев. Проблема в том, что траспозоны, что у насекомых, что у людей, активизируются с возрастом и разносят геном к чертям собачим.
Исследование термитов Macrotermes bellicosus показало, что у короткоживущих рабочих активность транспозонов заметно сильнее увеличивалась с возрастом, чем у долгоживущих репродуктивных особей.
При этом у именно этого вида зафиксирована самая большая разница в продолжительности жизни среди всех социальных насекомых: 20 лет и несколько месяцев.
Также у королей и маток был повышен уровень PIWI-взаимодействующей РНК (piRNA) в соматических тканях, одного из главных глушителей транспозонов.
piRNA обычно активны лишь в клетках половой линии, обеспечивая целостность генома для его передачи будущим поколениям.
В связи с этим авторы данного исследования выстроили интересную аналогию, связанную с теорией одноразовой сомы:
«У высокосоциальных насекомых со стерильными (прим.: не размножающимися) рабочими, королев и королей можно рассматривать как эквивалент зародышевой линии колонии.
Тогда рабочие особи будут представлять одноразовую сому. Подобно органам многоклеточного организма, практически все воспроизводство осуществляется через долгоживущих маток (а у термитов также и королей). В то время как рабочие специализируются на таких задачах, как обеспечение пищей или забота о здоровье колонии.
Эта аналогия с организмом отражена в концепции суперорганизма. Наши результаты поддерживают эту аналогию и концепцию одноразовой сомы. Репродуктивные особи и в некоторой степени «более ценные» второстепенные рабочие, по-видимому, защищены от старения механизмом, который в основном активен в зародышевой линии одиночных животных».2
Поэтому увеличенная продолжительность жизни репродуктивных термитов может быть частично объяснена подавлением транспозонов. Активность которых, как мы знаем, связана с нестабильностью генома, клеточным старением и воспалением.
Ещё один фактор, который выделяют ученые в долголетии термитов — адаптация к кислородному голоданию, гипоксии. Так, исследование термитов R. Speratus показало, что атмосфера в королевских жилищах в гнездах термитов была гипоксической (с пониженным содержанием кислорода) и гиперкапнической (с высоким содержанием CO2). Что ученые связывают с улучшением работы антиоксидантной системы королей и маток.
А взаимосвязь между адаптацией к гипоксии и долголетием может иметь место и у других долгоживущих животных. Таких, как голый землекоп.
Кстати, одна из версий о долгожительстве в Лома Линде, здесь, в LA, также связана с умеренной гипоксией.
Что это нам даёт? Это нам даёт почву для размышлений о том, как подобрать комбинированную генную терапию уже для млекопитающих.
Увеличение продолжительности жизни мух за счет комбинации отдельных генов, что в последствие может быть перенесено на человека