За последние пару лет вышло несколько исследований, показавших активацию ретротранспозонов при развитии болезни Альцгеймера.
Так, тау-белок, скопления которого характерны при болезни Альцгеймера, вызывает активацию мобильных элементов по двум механизмам. Первый: из-за деконденсации гетерохроматина (то есть плотной упаковки ДНК, что не дает активироваться транспозонам). Второй: из-за истощения специального вида РНК, который борется с транспозонами — piwi-взаимодействующих РНК (piRNAs).
По мнению нейробиологов, участие мобильных элементов в нейропатологиях выглядит совсем неслучайным, так как именно в головном мозге ретротранспозоны проявляют физиологическую (то есть нормальную) активность в нейральных клетках-предшественниках. Участвуя в таком процессе, как соматический мозаицизм.
Кроме того, ретротранспозоны участвуют в формировании особого класса регуляторных РНК — кольцевых РНК. Которые особенно активны в мозге и выполняют там массу важных функций, связанных с развитием нейронов, синаптической активностью и формированием памяти и многим другим.
У нас на сайте есть материал про такое.
Примечательно, что с ретротранспозонами может быть связан ещё один феномен, когда повышенный риск болезни Альцгеймера связан с пониженным риском перерождения клеток. Это достаточно удивительно, что заболеть раком меньше шансов, если есть предрасположенность к Альцгеймеру [раз, два, три, четыре].
И тут, в последнем случае, ретротранспозоны могут действовать как защитные факторы, вызывая ответ на повреждение ДНК и остановку клеточного цикла, не давая перерожденным клеткам продолжать делиться.
В феврале этого года американский биолог из университета Брауна M. Kelsey описал возможную роль ретротраспозона L1 в защите от онкогенеза. По его предположению, L1 может выступать одним из сигнальных факторов в системе раннего оповещения о раке, связанной с активацией p53 и интерферона I типа (IFN-1).
Японские ученые в марте этого года опубликовали свое исследование в журнале Scientific Reports по активности ретротранспозона L1 в геноме голого землекопа. Как показали их результаты, L1 голого землекопа проявлял меньшую транспозиционную активность по сравнению с этими же элементами в геномах мыши и человека.
Вместе с этим он мог запускать клеточное старение как ответ на перерождение клеток. Что по мнению ученых может показывать ещё один защитный механизм в геноме голого землекопа с,вязанный с низкой ретротранспозиционной активностью элемента L1.
Теперь ученые описали участие ретротранспозонов в формировании специфических структур, характерных для болезни Альцгеймера. Это стабильные одноцепочечные вторичные структуры, названные G-квадруплексами (G4).
Образование структур G4 в нейронах при развитии болезни Альцгеймера вызывает дестабилизацию генома и нарушает сплайсинг и экспрессию генов. Ученые связывают это с дефицитом белка BMI1 у больных Альцгеймером. Эот белок выполняет защитную роль, не давая активироваться ретротранспозонам и формироваться стойким G4-структурам.